Неизвестная история теплохода «Армения»

Информация

Неизвестная история теплохода «Армения»

В середине двадцатых годов прошлого века, когда Россия немного оклемалась от Гражданской войны, власти задумались о работе над развитием судостроения для гражданской сферы. В 1927 году в Ленинграде на Балтийском заводе было окончено строительство теплохода под названием «Аджария». В 1928 году здесь на этом же предприятии были окончены работы еще над несколькими кораблями, среди них был и теплоход «Армения».

Все суда данного проекта предназначались для транспортировки пассажиров между портами Кавказа и Крыма. Корабли со своей задачей справлялись прекрасно. Они имели приличную скорость для своих размеров – почти 15 узлов.

Военная служба теплохода

Как только началась ВОВ, «Армения» была призвана на военную службу. На Одесском судостроительном заводе теплоход срочно переделали под плавучий госпиталь, который предназначался для транспортировки и оказания неотложной помощи четыремстам раненым солдатам и морякам.

В 1941 году судно приступило к своим новым обязанностям. Капитаном «Армении» стал Владимир Плаушевский, а главным доктором плавучей больницы стал военный врач второго ранга Петр Дмитриевский. Главврач еще не так давно являлся гражданским лицом и работал в одесской больнице.

Обстановка на фронте постоянно ухудшалась. За пять дней до того, как теплоход официально получил статус санитарного судна, враг плотно подступил к Одессе. Корабль должен был эвакуировать из осаждаемого города не только потерпевших людей, но и простых беженцев. После этого «Армения» занялась вывозом раненых из Севастополя. К концу осени теплоход переправил на Большую землю более 15 тысяч людей.

В конце 41-го года в Крыму наблюдалась катастрофическая ситуация. Армия Манштейна сметала со своего пути все советские линии обороны, занимала все новые города. Угроза падения Севастополя на протяжении нескольких дней была крайне близка.

В ноябре 41-го «Армения» в таких напряженных условиях вышла из порта в Туапсе, направляясь к Севастополю. Корабль дошел благополучно. Через день капитан судна получил приказ взять на борт не только потерпевших, но и личный состав госпиталей и медицинских учреждений флота, а также медицинский персонал Приморской армии.

Секретный груз и тысячи беженцев

Учитывая то, что бои за Севастополь только начали разворачиваться, приказ казался слишком странным. Кто же в дальнейшем поможет раненым? Историки полагают, что командир Черноморского флота – Ф. Октябрьский думал, что Севастополь обречен, поэтому решил начать эвакуировать людей.

Однако в 1941 году адмирал получил директиву с такими словами: «Не сдавать Севастополь ни в коем случае – держать оборону всеми силами». Далее распоряжений от начальства еще не было по поводу медперсонала. Поэтому теплоход принимал на борт медиков и других эвакуируемых людей.
Желающих попасть на борт было множество, но те, кто не попал, были счастливчиками. Корабль в порту, когда рассвело, стал удобной мишенью для врага – он затонул всего за 4 минуты.